ЦБ $ 65.5906   76.2294

  • Поиск

Информационно-деловой ресурс
для работы, развития и общения

Проводник

Возвратная логистика: новый центр прибыли

© Юрий Барняк, Журнал "Логистика и бизнес", №3, 2013

 

Статья Юрия Барняка Возвратная логистика - новый центр прибыли

Изменения законодательства в области торговли и защиты прав потребителей, различные правовые и экологические требования, увеличение объема интернет-торговли, сокращение жизненного цикла продукции и повышение юридической грамотности потребителей оказывают давление на участников рынка и заставляют нести ответственность за производимые и продаваемые ими товары. Однако далеко не все российские компании выработали грамотную политику возврата продукции, научились управлять потоком возвращаемой продукции, и главное, извлекать из этого экономическую выгоду.

 

Конечно же, большую часть возврата продукции инициируют конечные потребители. Также значительный объем продукции возвращается производителю или дистрибьютору розничными сетями и продавцами, либо непроданные товары возвращаются в распределительные центры и склады компаний от собственных розничных магазином или торговых партнеров. Если проанализировать данные из различных мировых источников, то можно вывести средний процент возврата потребителями покупок, который составляет 7 %. Для некоторых отраслей процент возврата продукции может составлять:
  • книжная продукция 10–15 %;
  • компьютеры и комплектующие — 10–18 %;
  • одежда — 30–40 %;
  • продукция массового потребления — 5–15 %;
  • товары, купленные через Интернет — 20–80 %.
Из этих цифр вывод можно сделать только один — возвратная логистика является важной функцией цепочки товародвижения и требует к себе особого отношения со стороны руководства компании.

Возвратная логистика в России

Статья Юрия Барняка Возвратная логистика - новый центр прибылиМногие еще не осознали, что при грамотном управлении возвратными потоками можно получить дополнительную прибыль и, соответственно, существенно снизить процент возвращаемой продукции. Почему же в российских компаниях либо вообще не представляют, что такое «возвратная логистика», либо фрагментарно используют ее по мере необходимости? Причин несколько.
1. По заявлениям некоторых компаний процент возвратов колеблется в районе 4–7 %, что для них является терпимым, а с учетом высокой маржинальности тех же российских ритейлеров, лучшим и самым легким способом при возврате для них является простая продажа такого товара по сниженным ценам.
2. В свою очередь, низкий процент возвратов продукции в российских компаниях объясняется недостаточной грамотностью российского потребителя в вопросах защиты своих прав и, соответственно, использованием этой безграмотности продавцами, которые очень часто неправомерно отказывают покупателю в возврате товара, применяя различные хитрости и приемы, Статья Юрия Барняка Возвратная логистика - новый центр прибыливводящие потребителей в заблуждение. Сюда же, можно добавить ограничения законодательства, отсутствие, либо нечеткие договоренности ритейлеров и поставщиков (производителей) по вопросам возврата продукции, что также является причиной нежелания продавца принимать возвращаемый товар от потребителя, т. к. продавцу в этом случае придется все издержки по возвратам нести самостоятельно.
3. Повсеместное использование серых схем движения товара по цепочке товародвижения (порой к моменту появления товара к возврату, организации, которая является по документам поставщиком или продавцом, уже не существует).
4. Организация процесса возвратной логистики требует дополнительных затрат.
К общему определению понятия «возвратная логистика» я бы добавил еще усилия (деятельность), направленные на недопущение или снижение возвратных потоков, и тогда это определение станет более правильным для его понимания. Возвратная логистика выполняет функции нескольких звеньев, замыкающих цепочку товародвижения (полный цикл движения и жизни той или иной продукции).

Статья Юрия Барняка Возвратная логистика - новый центр прибыли

Страницы: 123456